Крупнейшая афера тысячелетия?
Цена вопроса 35 трлн, именно настолько «надрочена» избыточная капитализация американского рынка от ожиданий первичных, вторичных и третичных эффектов от потенциального применения ИИ, причем никто вообще не понимает и самое печальное, что даже понять не пытается, что вообще происходит.
Да, LLMs – это удивительное изобретение, которое позволяет «оживлять» мертвецов (с очень правдоподобной симуляцией голоса, анимацией лица и движений), создавать удивительные дипфейки, что открывает фантастические возможности в мошенничестве, генерировать бесконечные потоки мемасиков и контента, не отличимого от человеческого бреда в социальных сетях, писать душещипательные поздравительные открытки для друзей, с которыми не хочется разговаривать, и, конечно же, помогать школьникам и студентам списывать домашние задания на качественно новом, доселе невиданном технологическом уровне.
LLMs способны создавать миллионы рецептов несъедобных блюд, сочинять бездарные стихи в промышленных масштабах и убедительно доказывать в интернете, что земля плоская, используя для этого тысячи безупречно сгенерированных псевдонаучных статей.
По всей видимости, в этой новой идиотической нормальности возможность сгенерировать дипфейк Элвиса, поющего о преимуществах нового пылесоса, и является тем самым драйвером производительности, который оправдывает оценку, превышающую ВВП нескольких континентов. Логика покинула чат, оставив вместо себя нейросеть.
Вся эта конструкция держится на фундаментальном принципе современной финансовой алхимии: ценность актива определяется не его реальной полезностью или способностью генерировать денежный поток, а исключительно плотностью и агрессивностью информационного потока вокруг него.
Реальность отменили. Факты и фундаментальные показатели объявлены устаревшим, токсичным наследием прошлого.
Главным сырьем в этой новой экономике стала концентрированная, дистиллированная вера в чудо, помноженная на панический страх упустить возможность поучаствовать в коллективном безумии (FOMO).
Любой абсурд легитимизируется самим фактом своего существования: если рынок оценил компанию, сжигающую миллиарды на генерации картинок с котиками, в триллион долларов, значит, так тому и быть.
Это и есть та самая «новая постковидная нормальность цифровой ИИ эпохи», которую пытаются навязать сверху, – мир, где галлюцинации официально признаны более весомым активом, чем нечто, что отдаленно похоже на реальность.
Если рынок оценивал индустриальную революцию и фундаментальные прорывы в телекомах, интернете, компьютерах, мобильных устройствах, экосистеме мобильных приложений, в социальных сетях в 2 трлн 10 лет назад, то почему чатботы, которые не генерируют ничего, кроме убытков, должны оцениваться в 22 трлн? Совсем рехнулись?
Если серьезно, да LLMs очень полезны в написании кода, помощи в решении прикладных задач, помогают обобщать, систематизировать, сравнивать огромные массивы информации и агрегировать, классифицировать неструктурированные массивы данных, могут помочь в «мозговых штурмах», в разборе инструкций, законов, открывают некоторые возможности для исследований и в ответах на вопросы.
Вне всяких сомнений, LLMs – это величайшее изобретение человечества, способное принести пользу, автоматизируя рутинные задачи, открывая уникальные возможности (и даже совершать чудеса) при правильном использовании, но не тем заявленным эффектом в десятки триллионов, которые рынок уже по факту вшил в ожидания.
Вопрос не в пользе (не оспаривается), а в оценке экономического эффекта, который не так очевиден, как кажется, но об этом подробно в других материалах.
Здесь же закончу тем, что даже сами провайдеры ИИ не понимают, что происходит. Я перечитал все их публичных отчеты и интервью с 2023 года, но ни в одном не было ни одного намека на концепцию монетизации ИИ и прямой эффект для их бизнеса (не потому, что скрывают, а потому, что сами не знают). Действуют на ощупь, боясь упустить развитие технологии на начальном этапе. Верят, что это круто, не понимают, как будет работать и что даст в итоге.