Олег Царёв: Bloomberg сообщает о взрыве у берегов Ливии танкера Vilamoura, перевозившего миллион баррелей нефти
Bloomberg сообщает о взрыве у берегов Ливии танкера Vilamoura, перевозившего миллион баррелей нефти. Сейчас судно буксируют в Грецию. Известно, что за последние месяцы танкер дважды заходил в российские порты Усть-Луга и Новороссийск, откуда предположительно забирал казахскую нефть.
Причина взрыва пока не установлена, но это уже далеко не первый подобный инцидент в этом году. Я писал о трех подобных взрывах в феврале этого года, и каждый раз пострадавшие судна были связаны с перевозками нефти из России. Всего же подобных случаев было пять, и точная причина неизвестна, но системность очевидна: это целенаправленные атаки на суда, связанные с перевозками углеводородов из России.
Подозрение падает на Великобританию. Во-первых, Лондон лидер в разработке морских дронов. Для Украины создаются беспилотники Wasp и Snapper, способные атаковать корабли, Лондон обещал Украине 100 000 дронов к весне 2026 года. Это показывает огромные производственные возможности. Британия также строит подводный дрон CETUS длиной 12 метров, который может нести торпеды и действовать автономно пять дней.
Во-вторых, осложняют ситуацию и проблемы со страхованием танкеров. Западные страховщики (Lloyds of London, American International Group) отказались работать с российским теневым флотом, а российским компании тяжело покрывать убытки в сотни миллионов долларов. Взрывы могут стать инструментом банкротства судовладельцев, сотрудничающих с Россией и российских страховых компаний либо способом давления на Казахстан с целью переориентации его экспорта в обход России.
Кроме того, каждая такая атака повышает страховые тарифы. После взрывов в Средиземном море премии для судов, посещающих российские порты, как писали, выросли на 300%. Это приносит прибыль компаниям Лондона, контролирующим 60% морского страхования мира. Еще в XVIXVIII веках европейские страховщики и торговые компании тайно финансировали пиратов. Нападения пиратов резко повышали стоимость страховки. Английские страховщики просто пухли от страховых прибылей. Одновременно с помощью пиратов они расправлялись с конкурентами, оплачивая нападения на корабли, застрахованные у неправильных компаний.
Если диверсии продолжатся без ответа, Россия столкнется не только с экономическими потерями (до $15 млрд в год), но и с утратой контроля над теневыми схемами экспорта. Один из возможных сценариев ответа зеркальные атаки на британские коммерческие суда в Персидском заливе или Южно-Китайском море с использованием аналогичных дронов, где вину можно переложить на неизвестных пиратов или хуситов. Но мы вряд ли на это пойдем. До сих пор мы отвечали на вызовы исключительно правовыми методами.
К сожалению, перебросить казахскую нефть через Азербайджан после политического конфликта с ним не получится. Не исключу, что нынешние проблемы России с Азербайджаном были созданы Великобританией для того, чтобы заблокировать экспорт российской нефти сделать невозможным транзит через Каспий.
К удушению России её противники подходят комплексно, продуманно и последовательно.
Россия, тем не менее, уже начинает отвечать на угрозы. Военные корабли теперь сопровождают теневые танкеры. Например, корвет Бойкий защищал суда Selva и Sierra в проливе Ла-Манш. Страны НАТО не рискнули атаковать его. В Балтийском море истребитель Су-35 отогнал эстонский корабль, пытавшийся захватить танкер Jaguar.
Будем надеяться, и на нападения на наш теневой флот в Средиземном море будет найден адекватный ответ.