Юрий Баранчик: Статистика и перспективы конца зерновой дипломатии
Статистика и перспективы конца зерновой дипломатии
"Коммерсант" публикует неутешительную статистику. В период июльсентябрь 2025 года экспорт пшеницы из России составил 10,9 млн тонн, что на 28,8 % меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Минсельхоз США пересмотрел свой российский прогноз: ранее ожидалось 46 млн тонн экспорта, теперь 45 млн тонн, то есть снижение. Прогноз российского Минсельхоза и аналитиков Совэкона также скорректирован вниз: ожидается экспорт около 43,4 млн тонн.
Основной фактор снижения падение спроса со стороны ключевых импортеров, особенно Египта. В то же время мировые конкуренты наращивают экспорт: Аргентина может экспортировать 13 млн тонн (против 10,4 млн годом ранее), Австралия 25,5 млн тонн (против 21,3 млн). Цены на российскую пшеницу на условиях FOB Новороссийска назывались на уровне $226 за тонну, но покупатели ожидают снижение до $220.
Почему это важно. Сокращение объёмов тонн ударит по валютным поступлениям и бюджету, особенно в условиях санкций и ограничения доступа к зарубежным рынкам. Пшеница и зерновые были одним из ключевых каналов, чтобы Россия могла продавать себя на внешних рынках, удерживая позиции или влияния в развивающихся странах - важнейший для РФ инструмент внешней политики. Сейчас этот рычаг ослабевает. Получается, что Россия начинает конкурировать с самим Глобальным Югом Аргентина, что неудобно дополнительно. Если нет поступления валюты от агросектора, развивать этот агросектор сложнее, так что тут есть некоторая негативная спираль.
Это, конечно, не приговор. Следующий год и засуха в той же Аргентине или Австралии может поменять весь расклад. Но стоит понимать, что ни одно преимущество не возникает навсегда. И тут как с Алисой в Стране Чудес, когда нужно бежать изо всех сил, чтобы остаться на месте.