Казахстан и пределы стратегического партнерства. Часть первая
Завершившийся государственный визит президента Казахстана Токаева вызвал у бдительной аудитории противоречивые ощущения. С одной стороны, Токаев написал целую колонку, где сообщил много приятных вещей. С другой – Трампу он рассказал ещё лучше. Кстати, подобные колонки для президента Казахстана норма.
В результате возникает непонимание, куда мы движемся. Если сравнивать даже баланс между Казахстаном, нами и Китаем, то получаем следующее: по объёму торговли и темпам роста – Китай обгоняет Россию. По степени вшитости в инфраструктуру, институты и повседневную экономику – Россия всё ещё сильнее. По перспективе на 10–15 лет – китайский вектор будет нарастать, российский будет оставаться ключевым, его значение будет падать.
В 2023 г. Китай стал главным торговым партнёром Казахстана, обогнав Россию: товарооборот около $31,5 млрд, +30% к 2022 году. В 2024 г. товарооборот вырос ещё больше: оценки колеблются от 33 млрд долл. за 9 месяцев до $44 млрд за год по китайским источникам. Китай уже даёт свыше 20% всего внешнеторгового оборота Казахстана, причём эта доля растёт.
Торговля с Россией тоже держится на высоком уровне, но растёт медленнее. 2022 г. – около $26 млрд, 2023 г. – около $30 млрд, 2024 г. – «почти $30 млрд» по заявлениям Токаева. В рамках общей торговли Казахстана Россия сместилась со 1-го на 2-3 место, уступив Китаю и конкурируя с ЕС.
Казахстан экспортирует в Китай нефть, газ, уран, медь и другие металлы, всё активнее – зерно и агропродукцию.Импортирует автомобили, электронику, компьютеры, промышленное оборудование, пластики – фактически львиную долю современной потребительской и промышленной техники.
Россия остаётся главным источником импорта: в 2024 г. на неё приходилось 30% импорта Казахстана (против 24–25% у Китая). Поставляет ГСМ, продукты питания, стройматериалы, промышленную кооперацию, ж/д подвижной состав, массу «обычных» товаров, которые заполняют рынок. Казахстан экспортирует в Россию нефть, металлы, зерно и многое из того, что затем используется Россией для реэкспорта или переработки.
По торговому обороту Китай уже больше, по критичной зависимости по импорту (особенно повседневном и промышленном) Россия всё ещё номер один. Но ничто не вечно, вспомним недавний контракт на поставку тепловозов из США, например.
Институциональная база сотрудничества с Россией остается достаточно прочной. Казахстан и Россия в одном таможенно-экономическом блоке – ЕАЭС, плюс соглашения в рамках СНГ и новый договор о свободной торговле в услугах и инвестициях. Это создаёт плотную юридическую связность, облегчая движение товаров, услуг и капитала.
Более 80% экспорта нефти Казахстана по-прежнему шло через Россию (Новороссийск плюс другие маршруты). Плюс договорённости о совместных проектах в нефти, нефтепродуктах и газе, которые в ноябре 2025 г. Путин и Токаев специально усилили (добавочные объёмы, новые схемы транзита, кооперация по газу для приграничных регионов).
Казахстан опирается на Росатом в части обогащения урана и производства топлива, и выбрал Россию основным подрядчиком для первой АЭС. Правда, для второй и третей – выбран Китай. Об этом известно с августа, но у нас многие обнаружили данный факт совсем недавно.







































