Законопроект на острие дискуссий
Законопроект К. Затулина, внесенный в Госдуму 6 октября, предлагает освободить от тестирования по русскому языку детей из семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Россию (Госпрограмма), из семей, прибывших из стран, где русский является государственным языком, а также детей аккредитованных в МИДе дипломатических работников. Законопроект, по сути,«исправляет» некоторые недостатки нового положения закона об образовании, вступившего в силу 1 апреля 2025 года, о тестировании по русскому языку детей иностранцев при поступлении в школу. Практика исполнения уже показала, что в результате его огульного применения ко всем детям-иностранцам оказались не допущенными в школу русскоговорящие дети, приехавшие с родителями по Госпрограмме, дети, из Белоруссии, где русский является вторым государственным, встал вопрос и с детьми дипломатов, прибывших в Россию на работу.
Надо признать, что предлагаемая К.Затулиным поправка не закрывает всех проблем. Остаются дети русскоязычных из семей, которые переезжают самостоятельно в Россию, на свою историческую родину, и должны проходить установленный фильтр, который как стало ясно, порой не под силу детям, не знающим никакого, кроме русского языка. Об этом еще надо подумать.
Но уже названные в законопроекте критерии,освобождающие от тестов по русскому, вызвали в интернете шквал обвинений в сторону депутата, что, мол, открывает ворота для ненужных нам людей.
Так, например, неизвестный автор на телеграм-канале «Многонационал» сетует, что «устроили провокации для русских детей, которых не пускают в школы, а от тестов в итоге будут освобождать преимущественно таджиков. Русские дети (носители русского языка), которые приезжают в Россию из других стран должны считаться репатриантами, о чем недавно и говорила уполномоченная по правам человека в Краснодарском крае Ирина Мирошникова. Но разве может Затулин предложить что-то хорошее?» Отвечаю этому анониму – К.Затулин дважды предложил проекты закона «О репатриации в Российскую Федерацию», в 2021 и 2024 годах, где право на репатриацию дает в первую очередь принадлежность к государствообразующему народу.
Но с анонимами трудно вести дискуссию. А вот к депутату Госдумы, доктору исторических наук М.Матвееву, который обрушился на своего коллегу за поправку к плохо работающему закону, вопросы есть. Он называет «настоящим вредительством» освобождение детей участников госпрограммы от теста по русскому языку при поступлении в школу. Но ему-то, как законодателю, уж надо бы знать, что с начала 2024 года участником Госпрограммы можно стать только «при условии владения русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды». Т.е. приезжающие сейчас участники Госпрограммы являются русскоязычными, и дети их русским языком владеют.
Государственному человеку М.Матвееву не следует так о наших ближайших соседях, бывших в СССР согражданами, отзываться, как он это делает: «едут в основном кишлаками таджико-узбеки иже с ними». Ему бы не мигрантофобию раздувать, а хотя бы заглянуть в статистику МВД по миграции. А цифры говорят о том, что в 2024 году более всего переселенцев по Госпрограмме прибыли из Казахстана. И в 2025 году около 40% участников Госпрограммы составляют казахстанцы, в основном русские люди. А из Таджикистана сейчас — не более 3% среди участников Госпрограммы.
Также неплохо бы депутату М.Матвееву заглянуть и в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», где дано определение «соотечественник». Он мог бы увидеть, что наличие когда-то советского паспорта не делает человека российским соотечественником, но только его принадлежность к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, или «кровная», по прямым предкам связь с России.
Александра Докучаева,
Заместитель директора Института стран СНГ, руководитель отдела диаспоры и миграции