Заказ такси стал привычной частью повседневной жизни для миллионов людей. Мгновенное нажатие кнопки и через несколько минут автомобиль уже у двери. Однако за этим комфортом прячется сложная система, находящаяся на пороге серьезных изменений. Если ситуация останется без внимания, уже в 2026 году вызвать такси в небольшом городе может быть вызовом, а стоимость поездки значительно повысится, что особенно затруднит жизнь жителям не столичных регионов.
Основные изменения: закон о локализации
С 2026 года в России вступает в силу новый закон, требующий, чтобы все автомобили, используемые в такси, были «локализованными». Это значит, что транспортные средства должны быть произведены на территории страны с использованием определённого процента российских комплектующих. Основная цель данного закона — поддержка отечественного автопроизводства и снижение зависимости от импорта, что, в свою очередь, должно привести к созданию новых рабочих мест.
Однако важный вопрос: как отразится этот закон на реальной практике? По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, из 700 тысяч автомобилей, принадлежащих индивидуальным водителям (часто пожилым или подрабатывающим, например, пенсионерам), практически 80% не соответствуют новым требованиям. Это означает, что в случае строгого исполнения закона эти автомобили не смогут работать в такси.
Кому грозит опасность?
Первыми под ударом окажутся самозанятые водители и те, кто использует свое авто для подработки. Многие из них — обычные люди: инженеры, учителя, пенсионеры. Их машины — это не только источник дохода, но и личный транспорт. Многие купили свои автомобили давно, не предполагая, что однажды они могут оказаться под запретом.
Ситуация усугубляется тем, что стоимость новой локализованной машины, такой как Lada или Evolute, значительно превышает 1 или 2 миллиона рублей, что многие водители просто не способны себе позволить. Льготные кредиты и программы лизинга для таксистов пока что довольно ограничены, и даже если водители решатся на кредит, постоянные платежи могут «съесть» их заработок. Это особенно актуально для пенсионеров, которые зарабатывают 30–40 тысяч рублей в месяц, используя старую, но надежную машину.
Проблемы для таксопарков
Не только индивидуальные водители столкнутся с последствиями. Таксопарки, работающие по схеме лизинга, также находятся в зоне риска. Многие из них закупали свои автомобили до появления закона о локализации. После завершения срока лизинга, машины придется возвращать, а новые можно будет взять только если они соответствуют местным требованиям. Это приведет к завышенным ценам на аренду для водителей и, как следствие, к повышению тарифов для пассажиров.
Согласно последним данным, стоимость поездки на такси существенно вырастет уже к 2027 году, что может повлиять на доступность этой услуги, особенно в малых городах, где такси является жизненно необходимым видом транспорта.