По данным ФНС, в октябре 2025 года число самозанятых в России достигло почти 15 млн — таким образом, такой статус имеет примерно каждый пятый экономически активный россиянин. Как отмечает доцент ГУУ Татьяна Першина, это сопоставимо с населением крупнейших регионов страны. Лидируют Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
Наибольшая концентрация самозанятых — в сферах ремонта (1 млн), авто (940,4 тыс.), IT (603,2 тыс.), индустрии красоты (511 тыс.) и информационных услуг (393 тыс.). Существенную долю рынка также формируют финансовые и юридические услуги, аренда, образование, здравоохранение, торговля товарами собственного производства.
В то же время, по оценкам эксперта по финансам «Опоры России» Павла Вешаева, многие используют самозанятость как подработку, совмещая её с основной работой. По его мнению, уникальных самозанятых, для которых это основной доход, насчитывается не более 7,5 млн.
Как подчеркивает аналитик ИКСИ Елена Киселева, специальный налоговый режим стал эффективным инструментом легализации теневых предпринимателей: «Его привлекательность кроется в простоте: регистрация занимает минуты, ставка налога необременительная, а вести бухгалтерию не нужно».
Однако, эксперты обращают внимание и на системный вызов: поскольку самозанятые не платят обязательные страховые взносы, это снижает поступления в социальные и пенсионные фонды. В долгосрочной перспективе такая ситуация может создать сложности с выполнением государственных социальных обязательств.
Скрытые угрозы самозанятости и планы властей по реформе — в подписке РБК.








































