Константин Затулин в программе "Вести Севастополь. Итоги недели". Эфир 21 декабря 2025 года
Подписаться на канал:
"Вести Севастополь. Итоги недели"(21.12.2025)
О. Смирнов: 34 года назад в этот день в Алма-Ате главы 11 бывших советских республик, ставших суверенными, подписали декларацию об образовании Содружества независимых государств. О формате Содружества говорим с директором Института стран СНГ, депутатом Госдумы Константином Затулиным. Константин Федорович, каковы главные интеграционные достижения стран СНГ за 34 года?
К. Затулин: Алма-Атинская декларация не удержала от того, что республики Прибалтики, которые голосовали ногами на выход из Советского Союза откололись, от общего пространства. Но общее пространство продолжило существовать и в человеческих связях, и в экономике, и даже в политических решениях. Все-таки нам удавалось удерживать все это пространство под определенным влиянием из Москвы.
К настоящему времени мы имеем в рамках СНГ Евразийский экономический союз, плохую или хорошую Организацию Договора о коллективной безопасности. И планы сотрудничества, которые, конечно, приходится пробивать, утверждать и добиваться их реализации.
Мы убереглись от многих потенциально опасных обстоятельств. Они не полностью оказались исключены. Были конфликты в Абхазии, в Южной Осетии, был конфликт в Приднестровье. Была гражданская, по сути, война в Таджикистане, которую удалось потушить. Был, наконец, Карабахский конфликт, который закончился уже на наших глазах. Не лучшим образом: все армяне, бросив свои дома, церкви и кладбища ушли со своей земли.
Эти годы, на самом деле, прошли под знаком распада Советского Союза. И если что-то удавалось сделать для того, чтобы затормозить, приостановить или повернуть вспять распад, как в случае с Белоруссией, то это, на самом деле, является достижением периода.
О. Смирнов: Константин Федорович, ну а как такой глобальный процесс интеграции в СНГ влияет на жизнь обычного человека в российском городе и им ощущается?
К. Затулин: В каких-то случаях, как кажется людям, влияет в положительном плане. Потому что, ну да, мы теперь редко ездим в Европы, но мы можем поехать, по крайней мере, к соседям. Не во все, но в некоторые страны СНГ, нас там примут. Люди ездят, я знаю, на Иссык-Куль, хоть он и далеко от нас, в Киргизии. Или, допустим, ездили и продолжают пока ездить в Армению. Или, допустим, еще куда-то на пространстве бывшего Советского Союза, в соседнюю с моим родным городом Сочи, Абхазию, где курортный сезон все увеличивается, все увеличивается. Конечно, нам попадают на стол продукты из этих стран, хотя мы за эти годы, надо отметить, стали продовольственной великой державой, чего раньше не было.
О. Смирнов: Насколько, на ваш взгляд, реалистично, что страны СНГ, объединенные в ОДКБ, дадут военный ответ на военную атаку по территории России?
К. Затулин: Я не вижу реальной военной необходимости в том, чтобы к нам на помощь пришли страны СНГ, допустим, из Средней Азии или Закавказья, как если бы мы сами справиться, - в данном случае, с своими операциями на Украине - не могли.
Да, в СНГ ждут от нас защиты. Если говорить о символических вещах то, конечно, нам было бы важно, чтобы наши соседи вели себя так же, как, например, повела себя Корейская Народно-Демократическая Республика. Которая, вообще-то говоря, направила в нашу помощь те военные подразделения, которые приняли участие и в боевых действиях, и в разминировании Курской области. Об этом недавно говорил наш Президент.
Нам бы хотелось, чтобы на стороне противника сегодня против нас не воевали какие-то националисты из Казахстана или Грузии, что, к сожалению, происходит. Нам бы не хотелось, чтобы в странах этих, дружественных нам, таких как Казахстан или еще где в СНГ, сегодня чинили суд и расправу над теми добровольцами, - все равно чьей национальности: русской или казахской, или киргизской, или узбекской, - которые в этой ситуации пошли служить и жертвовать собой в нашем общем деле на Украине.
Вот эти факты, к сожалению, имеют место. Но первое, что хотел бы сказать, подчеркнуть: военной необходимости в том, чтобы просить помощи у Казахстана, Киргизии, Узбекистана или Туркмении, или, допустим, Азербайджана, у нас на самом деле нет.









































