Вопрос о том, возможно ли считать долг, взятый одним из супругов, общим для обоих, снова стал актуальным в контексте решений Верховного суда России (ВС РФ).
ВС РФ готовит разъяснения по поводу определения общих долгов супругов в случаях, когда один из них оказывается в процедуре банкротства. Это обсуждение приближается к решению, так как речь идет о ситуации, когда кредитор стремится взыскать долг не только с заемщика, но и с его супруги, даже если она не подписывала кредитный договор. Данная правовая коллизия затрагивает важные аспекты правового статуса супругов и их обязательств.
Текущая судебная практика
Конфликт возник из-за дела, которое началось в 2019 году. Максим Иванов взял в долг 4,34 млн рублей у Павла Надежкина. В последующие годы он оформил еще два займа на сумму 1,46 млн и 1,2 млн рублей, однако не смог выполнить свои обязательства. В декабре 2022 года суд в Санкт-Петербурге обязал Иванова вернуть общую сумму в 8,01 млн рублей.
В мае 2023 года Надежкин подал заявление о банкротстве Иванова, которое в ноябре того же года было удовлетворено. В марте 2024 года кредитор ходатайствовал о признании долга общим обязательством супругов. Это решение позволило бы взыскать взыскать кредиты также с жены Иванова.
Надежкин утверждает, что семья ведет совместное хозяйство с 2009 года, имеется подтвержденный факт совместного проживания и даже участие жены Иванова в бизнесе, связанном с продажей мебели. Арбитражные суды всех трех инстанций поддержали позицию кредитора, не усмотрев доказательства, что супруги ведут раздельное хозяйство или раздельно проживают.
Правовые коллизии и перспективы
Кроме того, суды не приняли во внимание исковые требования Иванова о просрочке исковой давности. Теперь экономическая коллегия Верховного суда России обязана разрешить этот спор и внести ясность в практику признания долгов общими обязательствами супругов. Это стало очень важным делом, так как оно может повлиять на дальнейшие судебные разбирательства и правоприменительную практику в стране.































